Пожарная безопасность в ОО

Пожарная безопасность в ОО

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ежегодно в зданиях и сооружениях образовательных учреждений Российской Федерации происходит более 200 пожаров. Обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных
учреждений достигается, прежде всего, установлением жесткого противопожарного
режима и обучением обслуживающего персонала и учащихся мерам пожарной безопасности и действиям во время пожара.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности в
зданиях учебных учреждений в соответствии с действующим пожарную
безопасность отдельных помещений (кабинеты, мастерские, лаборатории),
электросетей и т.п. определяет руководитель учреждения.
Территория учебных учреждений, а также участки, прилегающие к ним, должны
своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев.
Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и
подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они очищались от снежных
заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда имели
возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
Современные пожарные машины автоцистерны (АЦ)
вывозят тот запас воды, которого в большинстве вполне достаточно, чтобы успешно
бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют
местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, сети пожарных гидрантов. За
всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.
План эвакуации людей
В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном
месте план эвакуации людей.
Если в школе возник пожар, в первую очередь
необходимо очень быстро и организовано эвакуировать всех школьников. Малейшая
растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.
В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого
оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или
находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются и основные выходы,
через которые они должны эвакуироваться.
План эвакуации состоит из 2-ух частей –
графической и текстовой.
В графической части показывается планировка
здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае
пожара, красными стрелками – основные эвакуационные выходы, зелеными и штрих
пунктирными – резервные эвакуационные выходы. Наряду с основными путями
эвакуации, через которые школьники обычно выходят из здания школы, указываются
запасные. На схеме указываются места размещения телефонов и имеющихся в школе
средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплексом
противопожарного инвентаря).
Каждое школьное здание должно иметь не менее
2-ух эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для
спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по
направлению выхода из здания и оборудоваться легко открывающимися запорами. В
противном случае створки двери будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации
должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры
нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет
выход. В ночное время пути эвакуации должны быть
освещены.

Правила пожарной безопасности в школьных кабинетах
Прежде, чем приступить к работе в школьных
производственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить
установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять
их.
Наибольшую пожарную опасность из школьных
помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские,
так как именно здесь помещаются горючие вещества и материалы,
легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газовые горелки, спиртовки, электроплитки
и т.д. В химических лабораториях, например, возникновение пожара может
произойти даже без непосредственного воздействия внешних причин. Многие
из химических веществ и реактивов (перекись водорода, глицерин), применяемых в
химических кабинетах, обладают пожароопасными и взрывоопасными свойствами.
Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры
безопасности.
В школьных химических лабораториях все реактивы
должны храниться у преподавателей (лаборантов). ЛВЖ (бензин, эфир, ацетон,
керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом сейфе,
вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3 л. Спирты,
бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров
может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостями
следует пользоваться крайне осторожно. Не разрешается учащимся самим заправлять
ими нагревательные приборы.
Чтобы не допустить несчастных случаев, занятия в
физических лабораториях с применением реактивов, электрических и нагревательных
приборов разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед
занятиями нужно убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств
пожаротушения, также необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с
реактивами имелись этикетки, убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный
металлический ящик с плотной крышкой.
Классные доски, парты, шкафы устанавливаются с
таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных
мастерских не были заставлены.
Тушение ряда воспламеняющихся веществ и
жидкостей (бензин, керосин) водой производить нельзя, т.к. эти жидкости, будучи
легче воды, всплывают на ее поверхность и продолжают гореть, увеличивая площадь
горения при растекании воды. Поэтому в химических лабораториях и
производственных мастерских должны быть средства тушения пожаров (углекислотный
огнетушитель, плотное покрывало, песок).
Перед началом занятий в кабинетах химии и физики уч-ся следует
проинформировать о степени пожарной безопасности веществ, применяемых для
опытов. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами ученикам
в отсутствии преподавателя не разрешается.
Чтобы предотвратить возможность пожара, после опытов, связанных с
выделением огнеопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в
шкафы, оборудованные вентиляцией.
В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий
противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить
после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать
количество, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя
оставлять в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, т.к.
может произойти воспламенение.
Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные
занятия в химических и физических кабинетах, производственных мастерских.
В соответствии с российским законодательством руководители
образовательных учреждений обеспечивают пожарную безопасность, и осуществляют
контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками,
учащимися и воспитанниками.
В тех учебных заведениях, где руководители
обеспечивают выполнение всех требований пожарной безопасности и проводят
определённую работу с учащимися, пожары не случаются.
ВЫЗОВ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: о любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о
подозрении на пожар нужно немедленно сообщить в пожарную охрану по
стационарному телефону – «01» по мобильному «101» или «112»

ПАМЯТКА

ЕСЛИ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: ТРЕВОГА >
ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ > ЭВАКУАЦИЯ > СБОР > ПЕРЕКЛИЧКА
ТРЕВОГА: если в школе произошел пожар,
каждый заметивший его, в том числе и ученик, должен немедленно сообщить
об этом учителю.
ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: о любом
возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар
нужно немедленно сообщить в пожарную охрану по стационарному телефону –
«01» по мобильному «101» или «112»
ЭВАКУАЦИЯ: услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию
учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату, прикрыв за собой
дверь класса и по одному без паники следовать к сборному пункту.
Классы должны идти ровным размеренным шагом, учитель следует сзади со школьным
журналом. Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не
бежать толпой. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли
друг друга. Все, кто не присутствуют в классе во время сигнала тревоги
(например, находятся в туалете, учительской, столовой…) должны немедленно идти
к месту сбора и присоединиться к своему классу. За исключением тех случаев,
когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не
разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и т.п.
СБОР: место сбора должно быть заранее согласовано и указано в плане эвакуации.
Придя на место сбора, каждый отдельный класс должен занять заранее определенное
место и не расходиться.
ПЕРЕКЛИЧКА: немедленно после прибытия классов на место сбора, учитель проводит
перекличку по журналу и сообщает директору школы об итогах переклички.
Соблюдение требований
пожарной безопасности – это не только гарантия от претензий проверяющих
органов, привлечение к ответственности, но и залог безопасности и
предотвращения угрозы уничтожения и повреждения имущества и, главное, угрозы
жизни и здоровью.

10:29